ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
НАРОВЛЯНСКОГО РАЙОНА

Смоляков Дмитрий Валерьевич

Режим работы: 8:00 - 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Прием граждан:
каждая вторая среда месяца с 8.00 до 12.00
и с 14.00 до 16.00;

Телефон горячей линии:
8(02355)4-15-38

Электронный адрес:
narovlya@gmlocge.by

Вышестоящая организация

Государственное учреждение
«Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного
здоровья»

Адрес : 246000, г. Гомель
ул. Моисеенко, 49

Сайт: gmlocge.by

Главный врач - Тарасенко Александр Александрович

Режим работы: 8:00 - 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Прием граждан:
Четверг с 8:00 до 16:00

Телефон горячей линии:
8(0232)74-86-22

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Архивы

Профилактика возникновения нарушения зрения у школьников

19 сентября 2019г. в Республике Беларусь проводится Единый день здоровья «День здоровья школьников. Профилактика нарушения зрения».

Зрительное восприятие играет огромную роль в познании предметов и явлений окружающего мира. С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. А при нарушении зрения происходит сокращение или ослабление функций зрительного восприятия.

Что бы этого не произошло, одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат. Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников — 15 — 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 — 30 минут, для старших школьников — 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения.

 Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных вне учебных нагрузок детей в домашних условиях.

 Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи и заниматься за компьютером в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 — 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Занятия за компьютером не более 20-30 минут в день, желательно не ранее 10 лет. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, здоровый и достаточный по времени сон,  полноценное питание, достаточная витаминизация.

В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений — введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.  Условия работы на компьютере: рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 — 70 см, для слабовидящих — минимально 50 см.; уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты; экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости.

Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в кружках, танцами, музыкой и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в том числе и зрительного анализатора.

Так же следует объяснить вред школьникам от чтения лежа и в движущемся транспорте. Постоянные колебания текста создают предпосылки к перенапряжению зрительного анализатора.

Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо специальных упражнений для глаз, очень полезно заниматься играми на открытом воздухе, катанием на лыжах, велосипеде, плаванием. Причины снижения остроты зрения различны, но из них специалисты выделяют длительное сидение за книгами, увлечение просмотром телепередач, занятиями на компьютере.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Помните! у большинства детей снижение зрения можно предотвратить.

Не пренебрегайте выполнением рекомендаций! Нарушение зрения,  может достигнуть степени, не устраняемой обычными способами, такими как очки  или лекарства. Берегите зрение смолоду!

19 сентября 2019 года с 10.00 до 12.00 часов на базе учреждения «Гомельская областная специализированная клиническая больница» по телефону «прямой» линии 8(0232) 22-42-92 будет консультировать врач-офтальмолог Гридюшко Елена Михайловна.

17.09.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *