Компьютерная зависимость у детей и подростков
Конец XX-го и первое десятилетие XXI-го столетия ознаменовались интенсивным развитием компьютерной техники и мобильной связи. И сегодняшняя жизнь немыслима без них: ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают детям расширять объем информации, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор.
Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости». Это подтверждает и мировая статистика. По заявлениям Всемирной организации здравоохранения, более 10% населения обнаруживает симптомы явной зависимости, и эта цифра продолжает расти! Для Беларуси эта проблема также актуальна.
Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:
- навязчивое влечение к компьютерным играм (как к ролевым, так и к не ролевым);
- патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей;
- навязчивый web-серфинг — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремится, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка» — болезненное психическое и физическое переживание, облегчить которое может только объект зависимости – компьютер. Человек становится, таким образом, «рабом» компьютера — «компьютероманом».
Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке. Компьютерной зависимости» способствуют следующие факторы:
- врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
- недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю (дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
- конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
- проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущение неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
- хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.
Особенностью компьютерной зависимости является иллюзорное ощущение полной свободы. В этот момент человек чувствует, что он может быть кем угодно и делать что хочет в виртуальной реальности, не опасаясь привычного наказания за «плохое» поведение. Такая возможность часто растормаживает и высвобождает многие подавленные импульсы, скрытые комплексы, например, такие, как агрессия и сексуальность. Особенно это опасно для детей и подростков.
Практически от любой формы зависимости, а тем более компьютерной, избавиться сложно… На сегодняшний день не существует одного определенного гарантированного способа. Освободиться от компьютеромании в одиночку, практически невозможно. Нужна поддержка друзей, родных, близких.
Для того, что бы уберечь ребенка от компьютерной зависимости необходимо:
- позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера;
- помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой ит.п., которые будут приносить ему радость;
- приобщать детей с раннего возраста к выполнению домашних обязанностей;
- научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.);
- установить четкие правила пользования компьютером и помнить, что:
- Ребёнку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7- 10 минут в день.
- Для детей 7 – 12 лет «компьютерная норма» – 30 минут в день.
- Дети 12 – 14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
- Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
- Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.
Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.
17.12.2019
Добавить комментарий