ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
НАРОВЛЯНСКОГО РАЙОНА

Смоляков Дмитрий Валерьевич

Режим работы: 8:00 - 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Прием граждан:
каждая вторая среда месяца с 8.00 до 12.00
и с 14.00 до 16.00;

Телефон горячей линии:
8(02355)2-15-34

Электронный адрес:
narovlya@gmlocge.by

Вышестоящая организация

Государственное учреждение
«Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного
здоровья»

Адрес : 246000, г. Гомель
ул. Моисеенко, 49

Сайт: gmlocge.by

Главный врач - Тарасенко Александр Александрович

Режим работы: 8:00 - 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Прием граждан:
Четверг с 8:00 до 16:00

Телефон горячей линии:
8(0232)74-86-22

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Архивы

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве, но чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста. Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения. Экономические затраты государства, в связи с оказанием помощи таким детям, включают в себя расходы на систему лечения, реабилитации, выплату социальных пособий, содержание в домах-интернатах, а также уменьшение доходов в связи с сокращением трудоспособного населения. На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте, потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и, что именно нарушается у такого ребенка.

Актуальность и фиксация внимания на данной теме обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности.

Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях Республики Беларусь и в городе Минске.

Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить  качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

В последние годы наметилась положительная динамика в области диагностики и организации работы по оказанию специализированной помощи таким детям и их семьям, изменились подходы психиатрической помощи с акцентом на амбулаторно-поликлинический этап обслуживания детского населения.

Однако, проблемными остаются следующие моменты:

— низкий уровень осведомленности врачей, педагогов, родителей о ранних проявлениях аутизма не позволяет своевременно обращаться за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков, проводить диагностику на ранних этапах заболевания, что снижает эффективность данного вида помощи;

— отсутствует общая концепция (программа), системный подход в оказании помощи детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра;

— недостаточно специалистов (психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), которые имеют опыт работы с данной категорией пациентов и могут быть по праву названы высокоэффективными в своем виде деятельности;

— низкий уровень культуры коммуникации и взаимодействия общества с людьми с особенностями развития и их семьями приводит к социальной изоляции и вторичной аутизации последних.

К выше перечисленному можно добавить проблему кадрового обеспечения подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности, врачами-психиатрами, психотерапевтами, психологами, снижающую доступность и качество оказываемой помощи. Отсутствие в службе социальных работников не позволяет в должной мере обеспечивать полноценную преемственность в наблюдении и социальной адаптации данного контингента детей медицинскими работниками и специалистами учреждений образования.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют более тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур (ЦКРО и РМО) и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.

Назрела необходимость не только комплексного лечения детей с РАС, но и создание программы специализированной помощи детям с данной патологией на государственном уровне, с четко определенными и закрепленными зонами ответственности в различных видах помощи на межведомственном уровне, так как в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая, педагогическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *